План для анализа динамики взаимоотношений с духовным учителем. Берзин Александр

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения!

План для анализа динамики взаимоотношений с духовным учителем Берзин Александр.
Вводные замечания.
Все буддийские традиции подчеркивают важность духовного учителя для следования по Пути.
Духовный учитель не только

• дает информацию,

• отвечает на вопросы,

• проверяет, насколько правильно понимание ученика,

• оценивает интеллектуальное, эмоциональное и медитативное развитие ученика.

Духовный учитель также

• дает посвящения и является объектом, перед лицом которого мы принимаем обеты,

• служит образцом для подражания,

• вдохновляет своим личным примером,

• обеспечивает связь с традицией, идущей от Будды.

Как учителя, так и ученики находятся на различных этапах духовного пути. Поэтому для установления взаимоотношений учитель — ученик существует широкий спектр методов.

Социокультурный контекст.

В наши дни условия для обучения у духовного учителя на Западе полностью отличаются от соответствующих условий в традиционном азиатском обществе.

Традиционно в Азии большинство учеников Дхармы

• являются монахами или монахинями, посвящающими духовному пути все свое время;

• не занимаются ничем другим, кроме изучения и практики Дхармы;

• приступают к изучению Дхармы, являясь необразованными детьми;

• следовательно, повзрослев, они обладают лишь минимальными познаниями в области «светских» или «мирских» дисциплин: например, математики, социологии и других наук;

• признают традиционные азиатские ценности, касающиеся положения женщин, отношения к авторитарным структурам: женщины занимают подчиненное положение, а иерархическое устройство общества — норма.

В современных западных странах, большинство учеников

• миряне, загруженные профессиональными обязанностями и личной жизнью;

• могут уделить Дхарме лишь небольшую часть своего времени;

• начинают изучать Дхарму, будучи уже образованными взрослыми людьми;

• требуют равноправия полов и демократических социальных структур.

Что касается финансовой стороны этого вопроса, то в традиционной Азии духовным учителям обеспечивается полная социальная поддержка. Они получают подношения даже от людей, не являющихся их учениками. В современных западных странах ситуация в корне отличается: духовным учителям самим приходится зарабатывать себе на жизнь. Многие из них открывают Дхарма-центры, которые отягощают их финансовыми, организационными и административными заботами.

Все вышеперечисленные факторы воздействуют на взаимоотношения ученик — учитель. Многие духовные искатели смогли извлечь пользу из этих взаимоотношений, но также много и таких, кто столкнулся с недопониманием, ошибками и получил духовную травму.

Опасности, подстерегающие на духовном пути

В рамках тибетской традиции опасности, с которыми могут столкнуться ученики, ясно прописаны и акцентированы в текстах о «преданности гуру». Подобные тексты предназначены для соблюдающих обеты монахов и монахинь, которым необходим краткий обзор ранее изученного материала при подготовке к тантрическому посвящению. Подобные инструкции никогда не были рассчитаны на новичков в Дхарма-центре, ничего не знающих о буддизме.

Необходимо избегать двух крайностей:

• обожествления духовных учителей, ведущего к наивности и злоупотреблениям,

• их демонизации, приводящей к параноидальным психозам и препятствующей обретению истинного вдохновения и духовной пользы.

Нетрадиционные аналитические схемы.

Я проанализировал эту проблему и рекомендуемые пути для оздоровления взаимоотношений ученик — учитель в книге «Опора на духовного учителя: построение здоровых взаимоотношений». Здесь я хочу предложить еще одну нетрадиционную схему для исследования этого вопроса, разработанную венгерским психиатром, доктором Иваном Босорменьи-Надь, одним из основателей семейной и контекстуальной терапии.

Шесть измерений межличностных взаимоотношений.
Мы можем анализировать взаимоотношения с двух сторон, как со стороны учителя, так и со стороны ученика в терминах шести факторов или измерений. При наличии проблем во взаимоотношениях этот метод поможет идентифицировать и локализовать эти проблемы. Исходя из этого, у каждой из сторон появится возможность приспособиться и адаптироваться к возникшей ситуации, что приведет к более здоровому балансу во взаимоотношениях.

Эти шесть факторов следующие:

1. Факты, относящиеся к каждой из сторон и к установлению между ними взаимоотношений.

2. Интересы каждой из сторон и психологические факторы, влияющие на них.

3. Роль, которую каждая из сторон отводит себе и другому в этих взаимоотношениях, ожидания и самоощущения каждой из сторон.

4. Обязательства каждой из сторон, вовлеченность во взаимоотношения и психологические факторы, воздействующие на это.

5. Другие психологические факторы, актуальные для каждой из сторон.

6. Функционирование взаимоотношений ученик — учитель и их воздействие на каждую из сторон.

1. Факты, относящиеся к каждой из сторон и установлению взаимоотношений

Факты, относящиеся к каждой из сторон и влияющие на взаимоотношения, включают в себя следующую информацию:

• пол и возраст,

• родную культуру — азиатскую или западную,

• возможность общения на одном языке или необходимость в присутствии переводчика — для личного общения и/или передачи учений,

• являются ли стороны монахами или мирянами,

• уровень образованности: как в светском аспекте, так и в духовном — Дхарме,

• квалификация духовного учителя и ученика в контексте эмоциональной и этической зрелости,

• количество времени, которое каждый из них может уделить друг другу,

• наличие и количество других учеников,

• находится ли учитель в данном месте постоянно или приезжает лишь изредка.

Возможная окружающая обстановка:

• западный Дхарма-центр — городского типа или с условиями для постоянного проживания,

• если это Дхарма-центр, является ли он независимым или это часть большой Дхарма-организации, монастырь — в Азии или на Западе.

2. Интересы каждой из сторон и психологические факторы, влияющие на них

Каковы бы ни были взаимоотношения, интересы, которые преследуют участвующие в них стороны, обычно смешанные. Взаимоотношения ученик — учитель также не являются в этом смысле исключением.

Ученик может прийти к духовному учителю, чтобы:

• собрать информацию и изучить факты,

• научиться медитировать,

• работать над своей личностью,

• улучшить что-то в своей жизни,

• попытаться улучшить свои будущие жизни,

• обрести освобождение от череды бесконтрольных перерождений (сансары),

• обрести просветление, чтобы помочь всем остальным достичь такого же освобождения и полной пробужденности,

• научиться релаксации,

• создать социальные контакты с учениками-единомышленниками,

• получить доступ к восточной экзотике,

• найти чудодейственное лекарство от определенных физических и эмоциональных проблем,

• подобно «Дхарма-голику» получить возбуждающую «Дхарма-инъекцию» от интересного и харизматичного учителя.

Более того, ученик может стремиться к духовному учителю, чтобы получить:

• наставления и вдохновение на буддийском пути,

• исцеление,

• пастырские наставления,

• родительскую опеку,

• одобрение,

• указания, как жить дальше.

Духовный учитель, в свою очередь, может стремиться:

• сообщить факты;

• дать устные передачи учения и сохранить Дхарму;

• работать над личностями учеников;

• посеять семена, которые помогут ученикам в их последующих жизнях;

• помочь ученикам достичь более благоприятного перерождения, освобождения и просветления;

• построить Дхарма-центр или систему Дхарма-центров;

• обратить других в свою традицию передачи Учения;

• найти денежные средства для поддержки родного монастыря в Индии или для реконструкции такого монастыря в Тибете;

• являясь по сути беженцем — пустить корни и обустроиться на новом месте;

• заработать себе на жизнь или обогатиться;

• обрести власть путем установления контроля над другими;

• получить определенные сексуальные привилегии.

Негативные психологические факторы, воздействующие на обе стороны, это:

• одиночество,

• скука,

• страдание,

• незащищенность,

• желание быть модным,

• групповое давление.

3. Роль, которую каждая из сторон отводит себе и другому в этих взаимоотношениях, ожидания и самоощущения каждой из сторон

Духовный учитель может считать себя или ученик может считать учителя

• буддийским профессором, дающим информацию о буддизме;

• Дхарма-инструктором, указывающим, как применять Дхарму в жизни;

• наставником по медитации или ритуалам;

• духовным наставником, дарующим обеты;

• тантрическим мастером, дающим тантрическое посвящение.

Ученик может считать себя или духовный учитель может считать ученика:

• студентом, изучающим буддизм и собирающим информацию:

• учеником Дхармы, изучающим, как применять Дхарму в жизни;

• практикантом, изучающим медитацию или ритуалы;

• последователем, который просто принял обеты от данного учителя;

• последователем, которым учитель лично руководит.

Другой аспект этого измерения — то, как каждый из участников этих взаимоотношений ощущает себя в связи с ними.

Ученик может ощущать, что он:

• защищен,

• принадлежит кому-то,

• является цельной личностью,

• достиг самореализации,

• является слугой,

• является приверженцем культа.

Духовный учитель может чувствовать, что он:

• мастер-наставник,

• скромный практикующий,

• спаситель,

• пастырь,

• психолог,

• администратор Дхарма-центра(ов) или «Дхарма-империи»,

• спонсор монастыря.

4. Обязательства каждой из сторон, вовлеченность во взаимоотношения и психологические факторы, воздействующие на это

Ученик может:

• вносить установленную сумму за обучение, делать подношения (санскр . dana) или обучаться, ничего не платя и не делая никаких подношений учителю;

• быть поверхностно вовлеченным или глубоко преданным буддизму, учителю и/или линии Учения;

• собираться принять или уже являться принявшим обеты у этого учителя или не намереваться этого делать;

• взять на себя обязательство помогать учителю;

• чувствовать признательность;

• чувствовать себя обязанным;

• чувствовать, что должен быть преданным и лояльным, — роль группового давления здесь существенна;

• чувствовать, что попадет в ад, если сделает что-то не правильно.

Духовный учитель может:

• взять на себя ответственность направлять ученика в этическом плане;

• быть готовым руководить жизнями своих учеников, говоря им, что делать в различных жизненных ситуациях;

• исполнять свои обязанности потому, что его собственный учитель послал его учить;

• воспринимать себя как человека, выполняющего определенные трудовые обязанности, работу.

Негативные психологические факторы, воздействующие на это измерение, включают:

• страх принятия на себя обязательств,

• страх давлеющего авторитета: возможно, из-за прошлого негативного опыта в качестве объекта злоупотреблений,

• потребность быть полезным или любимым,

• потребность во внимании,

• стремление контролировать других,

• потребность в самоутверждении.

5. Другие психологические факторы, актуальные для каждой из сторон

Другие психологические факторы, актуальные для каждой из сторон, вовлеченных во взаимоотношения, включают в себя следующую информацию: являются ли эти стороны:

• экстравертами или интравертами,

• людьми интеллектуальными, эмоциональными или приверженцами личной преданности,

• людьми теплыми или холодными,

• спокойными или раздражительными,

• жадными до уделяемого им времени и внимания,

• завистливыми по отношению к другим ученикам или учителям,

• обладающими низкой самооценкой или высокомерием.

6. Функционирование взаимоотношений ученик — учитель и их влияние на каждую из сторон

Являются ли ученик и учитель вместе:

• хорошей или плохой командой;

• командой, в которой обе стороны выявляют лучшие способности каждого или затрудняют проявление способностей друг друга;

• командой, которая лишь напрасно тратит время участников из-за разнонаправленных ожиданий;

• командой, в которой поддерживается иерархическая структура и ученик чувствует себя эксплуатируемым, контролируемым и, таким образом, занимающим низшую позицию (укрепляя свою низкую самооценку), а учитель чувствует себя авторитетом, занимающим высшую позицию. Заметим, то, что чувствует одна сторона, может не соответствовать тому, что чувствует другая;

• командой, в которой один или оба чувствуют себя вдохновленными или опустошенными.
Заключение.
Нам нужно оценить взаимоотношения учитель — ученик в терминах шести измерений и каждого составляющего их фактора. Если факторы не подходят один другому, обе стороны должны стараться гармонизировать или настроить их, или адаптироваться самим. Если одна из сторон невосприимчива к этому подходу решения проблем из-за разницы в культурах или темпераментах, другая сторона должна либо приспособиться сама, либо дистанцироваться от подобных взаимоотношений.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения!
http://buckshee.petimer.ru/ Форум Бакши buckshee. Спорт, авто, финансы, недвижимость. Здоровый образ жизни.
http://petimer.ru/ Интернет магазин, сайт Интернет магазин одежды Интернет магазин обуви Интернет магазин
http://worksites.ru/ Разработка интернет магазинов. Создание корпоративных сайтов. Интеграция, Хостинг.
http://dostoevskiyfyodor.ru/ Приятного чтения!

План для анализа динамики взаимоотношений с духовным учителем. Берзин Александр Буддизм читать, План для анализа динамики взаимоотношений с духовным учителем. Берзин Александр Буддизм читать бесплатно, План для анализа динамики взаимоотношений с духовным учителем. Берзин Александр Буддизм читать онлайн