Основные понятия тантры. Берзин Александр
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Основные понятия тантры Берзин Александр. Что означает тантра. Смысл слова тантра (rgyud) можно обозначить как «вечно длящийся непрерывный поток». Существуют три уровня такого потока. 1. Вечно длящийся поток основы, который является потоком индивидуального сознания каждого живого существа и несет в себе все факторы, или аспекты природы будды (khams de-bzhin snying-po), позволяющие достичь просветления. 2. Вечно длящийся поток пути, который является непрерывностью практик махаяны, заключающихся в использовании медитативных образов будд (yi-dam; йидам; тантрическое божество). Эти практики могут длиться вечно, поскольку йидамы никогда не устают, не стареют и не умирают. 3. Вечно длящийся поток плода, который является бесконечной непрерывностью просветляющих совокупностей форм (тел) будды. Практика вечно длящегося потока пути с использованием медитативных образов будд, йидамов, очищает от преходящих загрязнений вечно длящийся поток основы — сознание живого существа таким образом, что он превращается в вечно длящийся поток плода — непрерывность просветляющих совокупностей форм будды. Тексты, в которых обсуждаются эти вопросы, также принято называть тантрами. Классы тантр. Три линии тибетского буддизма в традиции новых переводов — сакья, кагью и гелуг — подразделяют тантру на четыре класса: 1. крийя — ритуальная практика с использованием медитативных образов будд, делает упор на внешних ритуальных практиках, таких как очищение, диета и пост; 2. чарья — практика правильного поведения с использованием медитативных образов будд, которая в равной степени придает значение и внешним действиям, и внутренним методам йоги; 3. йога — практика объединения с медитативными образами будд, которая придает особое значение внутренним методам йоги; 4. ануттарайога — наивысшая практика объединения с медитативными образами будд, которая учит особым, более продвинутым внутренним методам йоги. В линии ньингма «традиции старых переводов» передаются шесть классов тантры: первые три аналогичны описанным выше, тогда как остальные три соотносятся с усложняющимися стадиями ануттарайога-тантры: 4. махайога — особая практика объединения с медитативными образами будд, делающая упор на визуализации; 5. ануйога — продвинутая практика объединения с медитативными образами будд, делающая упор на работе с системами тонких энергий; 6. атийога — наивысшая практика объединения с медитативными образами будд, или дзогчен (rdzogs-chen — великая завершенность), которая делает упор на тончайшем уровне сознания. Подготовительные практики. Для того чтобы приступить к практикам, связанным с любым из шести классов тантр, необходимо достичь определенного уровня духовного развития с помощью подготовительных практик нендро (sngon‘ gro). Сюда входят достижение определенной стабильности в общих подготовительных практиках, которые соответствуют уровню сутры, а также выполнение заданного объема специальных подготовительных практик, не относящихся к уровню сутры. Общие подготовительные практики. Общие подготовительные практики, которые выполняются бодхисаттвой на уровне сутры, представляют собой четыре памятования, обращающих ум к Дхарме (blo-ldog rnam-bzhi). Это: 1. памятование о драгоценном человеческом рождении; 2. памятование о смерти и непостоянстве; 3. памятование о законе причинно-следственной связи (санскр. карма); 4. памятование об изъянах сансары — череде непроизвольных рождений и смертей. Для практики любого класса тантры также необходимо достичь стабильности и в других практиках бодхисаттвы, соответствующих уровню сутры. На самом деле тантра является методом, который позволяет собрать воедино все эти практики уровня сутры и выполнять их одновременно. Они включают в себя: • принятие надежного направления (прибежище), • устремленность к освобождению (отречение), • моральную самодисциплину, • сосредоточенность, • распознающее осознавание (shes-rab, санскр. праджня; мудрость) пустотности (санскр. шуньята), • любовь и сострадание, • бодхичитту (ум, устремленный к достижению просветления и помощи другим), • другие далеко ведущие состояния ума (санскр. парамита, совершенства), такие как щедрость, терпение, радостное усердие. Специальные подготовительные практики Для того чтобы приступить к практике любого класса тантры, необходимо выполнить очищение внутренних негативных тенденций (sdig-pa, санскр. папа, негативный потенциал) и развитие позитивных тенденций (bsod-nams, санскр. пунья, позитивный потенциал, заслуги). Эта задача осуществляется путем выполнения в определенном объеме специальных подготовительных практик. Чаще всего они включают сто тысяч повторений: 1. простираний в сочетании с формулой принятия надежного направления, или прибежища, и зарождением бодхичитты; 2. стослоговой мантры Ваджрасаттвы (rDo-rje sems-pa) с целью очищения; 3. подношения мандалы, т. е. символического подношения всего, что у нас есть, ради достижения просветления и блага других; 4. мантры гуру-йоги (bla-ma’i rnal-‘byor) для объединения нашего тела, речи и ума с телом, речью и умом тех духовных учителей, которые воспринимаются нами как будды. Мантры (sngags), если исходить из этимологии санскритского термина, представляют собой санскритские слова и слоги, которые повторяют для «защиты ума» от негативных тенденций. Мандала (dkyil-‘khor) является символом Вселенной. Сто тысяч или более повторений могут также требоваться и для ряда других специальных подготовительных практик. В традиции гелуг, например, простирания с повторением формулы принятия надежного направления (Прибежища) и зарождение бодхичитты считаются отдельными подготовительными практиками. К ним обычно добавляются еще четыре, что дает всего девять подготовительных практик: 1. начитывание мантры Самайяваджры (Dam-tshig rdo-rje) для очищения и восстановления близкой связи (dam-tshig, санскр. самайя — клятва, слово чести, тесная связь, священное обязательство) с нашими духовными учителями; 2. подношение зерен кунжута Бхуджи Ваджрадаке (Za-byed rdo-rje mkha-‘gro), сжигаемых на костре, для удаления негативных тенденций из нашего потока сознания; 3. подношение чаш с водой; 4. изготовление вотивных (прим. ред.: от лат. ex voto — по обету, votivus — торжественно обещанный) глиняных дощечек-оттисков (tsa-tsa) с барельефными изображениями медитативных образов будд или учителей линии преемственности. Все традиции тибетского буддизма требуют выполнения основных подготовительных практик сутры, таких как принятие надежного направления, и того, что в традиции гелуг называется «тремя основными направлениями развития ума» (lam-gtso rnam-gsum — три основных аспекта духовного пути): мысль об отречении, ум бодхичитты и безошибочное постижение пустотности. Нам нужно хотя бы искусственно (bcos-ma) смоделировать эти направления в своем потоке сознания, то есть добиться для себя их прочного концептуального обоснования, опираясь на аргументированные умозаключения и логические выводы. Для того чтобы определенное направление развития ума, мысль об отречении, ум бодхичитты или постижение пустотности, могло считаться подлинным и мы смогли бы при этом воспринять его подлинность на эмоциональном уровне, ему вовсе не обязательно быть неконцептуальным. До получения тантрического посвящения в традиции гелуг рекомендуется хотя бы приступить к выполнению ста тысяч повторений каждой из специальных предварительных практик при условии, что мы будем продолжать делать их и впоследствии. Остальные традиции рекомендуют до получения посвящения завершить сто тысяч повторений каждой специальной подготовительной практики. Тем не менее все традиции подчеркивают, что нужно продолжать выполнение специальных подготовительных практик в качестве составной части нашей каждодневной практики. Три типа церемоний посвящения. Для того чтобы после выполнения специальных подготовительных практик приступить к практике тантры, требуется принять участие в специальной церемонии тантрического посвящения. Существует три типа таких церемоний: 1. уполномачивающее посвящение (dbang, ванг, инициация, наделение силой), 2. вспомогательное посвящение (rjes-snang, дженанг, разрешение), 3. благословение на накопление повторений мантры (sngagsbtus). Уполномачивающее посвящение (ванг) Визуализация себя в качестве образа Будды требует получения уполномачивающего посвящения. Это обеспечивает успех нашей практики в силу следующих моментов: • установления близкой связи с тантрическим мастером как с живым источником вдохновения (byin-rlabs); • соединения нас с живой традицией, берущей начало от Будды; • дарования обетов, которые определяют наше поведение и практику и которых необходимо строго придерживаться; • дальнейшего очищения различных внутренних негативных тенденций; • активизации факторов нашей будда-природы; • усиления этих факторов за счет отпечатков (sa bon, семя) в нашем потоке сознания, оставленных переживанием специфических состояний ума и интуитивных прозрений во время церемонии посвящения, таких как, например, блаженное осознавание пустотности, которое мы переживаем в ануттарайоге традиции гелуг, или блаженное осознавание нашей природы будды в других традициях. Фактически мы можем получить уполномачивающее посвящение только в том случае, если: • проникнемся уважением к методу тантры и обретем в нем уверенность благодаря пониманию его эффективности; • основываясь на неоспоримых доказательствах, обретем уверенность в том, что наши тантрические мастера обладают всеми необходимыми способностями, для того чтобы вести нас по пути тантрического метода; • будем испытывать сильное вдохновение, инспирированное нашим тантрическим мастером; • примем и пообещаем хранить в чистоте все обеты, которые будут нам дарованы; • сделаем все от нас зависящее, чтобы активно поддерживать процесс визуализации; • настолько, насколько это возможно, учитывая наш опыт на данный момент, приблизимся к переживанию специфических состояний ума и интуитивных прозрений, которые описывает наш тантрический мастер во время проведения церемонии. Садханы, пуджи и цог. Получив уполномачивающее посвящение, мы можем затем практиковать садхану (sgrub-thabs). Слово садхана означает «практический метод реализации», а именно практический метод реализации себя в качестве того образа Будды, на практику которого мы и получили уполномачивающее посвящение. Другое название садханы — «самопорождение» (bdag-bskyed), а в ануттарайога-тантре — «практика, предшествующая реализации» (mngon-rtogs). Выполнение садханы предполагает начитывание (kha-‘don) ритуального текста, описывающего процесс самовизуализации и совокупность дальнейших практик, использующих достигнутую самовизуализацию как основу. К этим практикам относятся начитывание мантр и выполнение подношений. Выполнение всей серии визуализаций и медитаций в садхане напоминает прохождение через напряженные тренировки в боевых искусствах или при обучении балетному мастерству. Ни садхана, ни гуру-йога не являются пуджей (mchod-pa). Пуджей называется ритуал, во время которого мы делаем подношения своему тантрическому учителю, которого мы воспринимаем неотъемлемым от образа Будды. Если мы получили уполномачивающее посвящение, мы также во время пуджи представляем себя в образе Будды; в противном случае мы не можем этого делать. Если мы не получили уполномочивающего посвящения, мы можем только присутствовать и наблюдать за ритуалом, но не можем участвовать в церемонии подношения щедрых даров (tshog-‘khor, санскр. ганачакра). Во время пуджи мы подносим цог (tshogs) — ритуальные щедрые дары в виде пищи, которая обычно включает торма (gtor ma), представляющие собой фигурки из муки обжаренного ячменя и масла, используемые в качестве угощения для тантрического мастера. В практиках ануттарайога-тантры подношения также включают специально освященные алкоголь и мясо, символизирующие трансформацию совокупностей (phung po, санскр. скандха) элементов и тонких энергий нашего тела и использование их для достижения реализации. После того как мастер и участники церемонии цога попробуют подношения, алкоголь и мясо, каждый оставляет небольшое количество пищи, которую помощник мастера собирает и выносит наружу, чтобы поднести духам — хранителям местности. В конце церемонии участники доедают или уносят домой оставшуюся пищу. Для практики неприемлемо, если участники выпивают оставшийся алкоголь, как если бы церемония цог была поводом для того, чтобы напиться. Вспомогательное посвящение (дженанг). После получения уполномачивающего посвящения на практику определенного медитативного образа Будды мы также можем получить вспомогательное посвящение (дженанг), связанное с этим образом Будды, для того чтобы: • еще более укрепить уже активизированные факторы нашей природы будды, • «полить» уже посаженные семена, • подтвердить и обновить наши обеты. Большинство вспомогательных посвящений включают, по крайней мере, три части: 1. благословение (byin-rlabs) тела, 2. благословение речи, 3. благословение ума. Обычно мы можем отличить вспомогательное посвящение от уполномачивающего по тем ритуальным предметам, которые используются мастером во время церемонии. На церемонии дарования уполномачивающего посвящения обычно используется мандала (место пребывания образа Будды), находящаяся внутри конструкции, похожей на дворец и расположенной на

Основные понятия тантры. Берзин Александр Буддизм читать, Основные понятия тантры. Берзин Александр Буддизм читать бесплатно, Основные понятия тантры. Берзин Александр Буддизм читать онлайн